Рекламное агентство

Бизнес-раздел

Бизнес-раздел

Менеджмент

Сегодня действуют акции

Уважаемые читатели!

Все вопросы и пожелания вы можете направлять на a.rde@rde.ru

Не пора ли задуматься об эффективности работы?

 

Наступление очередного экономического кризиса – отличное время, чтобы подумать о прекрасном. О том, о чем задумывался любой предприниматель, но лишь немногие сделали хоть несколько конкретных шагов в направлении реализации своих мыслей – о повышении эффективности работы своего предприятия.

Для начала давайте сделаем несколько оговорок. Повышение эффективности работы хозяйствующего субъекта – понятие почти абстрактное. Почти абстрактно оно потому, что может включать в себя едва ли не бесконечное количество параметров, критериев, процессов и показателей, требующих воздействия. А, уж сколько всевозможных оптимизирующих систем и моделей придумано прогрессивной половиной человечества – устанешь считать!

Если в “безоблачное” время на предприятии не были внедрены такие вещи как бюджетирование, управленческий учет, принципы бережливого производства, система ABC-костинга и т.д. и т.п., то совершенно неразумным выглядит даже намек на возможность их запуска во время кризиса. Тем не менее, на любом предприятии вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности всегда можно найти пути оптимизации. Любой думающий предприниматель, тщательно присмотревшись к тому, что происходит внутри его бизнеса, способен разглядеть затраты, ликвидировать которые относительно легко.    

 

 

Хозяин одной небольшой сети кафе, озадачившись вопросом повышения эффективности своего дела, подсчитал, какие потери он несет на продуктах питания. То есть, разницу между объемами закупаемых ингредиентов и их реализации в готовых блюдах. Вышло ни много ни мало 8% от общего оборота за месяц. Управленцам сети была поставлена задача выявить источники и причины столь серьезных потерь. И они были идентифицированы.

Представьте себе, сотни тысяч рублей кафе теряли “на ровном месте”. К примеру, курицу там резали на овощерезках, и достаточно часто мелкие и крупные ее куски попросту падали на пол. Разумеется, особого внимания на эту “мелочь” никто не обращал…

В общем, спустя несколько месяцев объем подобных глупых потерь удалось снизить до 1%. Взгляните более придирчивым взглядом на деятельность своего предприятия! Уверен, у большинства из вас имеются свои “курицы на овощерезках”. Да, что там далеко ходить! Возьмем электроэнергию. Где бы я ни бывал, всегда вижу, как неохотно пользуются наемные сотрудники выключателями освещения. Заходя в туалет, к примеру, никто не забудет осветить себе путь, а вот, покидая заведение, очень редкий человек погасит за собой свет. Наверное, забывает на радостях. Вот вам и “курица”. А ведь на сегодняшний день решается подобная проблема весьма бюджетными инструментами.

Еще одним очевидным направлением оптимизирующего воздействия является персонал. Ни для кого не секрет, что проблема производительности труда в нашем государстве стоит очень остро. Сразу оговорюсь, что в строгом своем смысле “производительность труда” понятие макроэкономическое. И мы, кстати, отстаем по этому параметру в отдельных отраслях в 10 раз от развитых европейских стран и США. Многие специалисты считают низкую производительность труда в нашей стране главной проблемой экономики России.

Но вернемся к микромасштабам… Вероятно, наше советское наследие вскормило в нас определенные черты, которые имеют значительное воздействие на отношение к работе. Если оставить в стороне отдельные предприятия с очень зарегулированным распорядком дня (к примеру, шахтеров), то можно констатировать: абсолютное большинство сотрудников в нашей стране не выкладываются на работе даже на 60-70%. Одна только статистика посещения социальных сетей в рабочее время говорит о многом. Также всем понятно, что и непосредственно осуществлять свои рабочие обязанности можно очень по-разному (хотя бы даже по временному критерию).

Мы – россияне – явно не дорабатываем. Кстати, HR-специалисты сходятся во мнении, что наш отечественный работник гораздо менее болезненно относится к снижению своей зарплаты, нежели к усилению интенсивности труда. Очень говорящий факт! Это в то время, как в Японии уже лет 15 действуют штрафы, налагаемые на сотрудников за переработку. А знаете, как работают китайцы? Мне доводилось бывать на заводе, производящем светодиодное освещение. Работник, непосредственно припаивающий светодиоды к электросхемам, отходит от своего рабочего места только в туалет. Более того, у него в тумбочке лежит запасной паяльник и небольшой зип, который может понадобиться ему в случае поломки обоих. Чтобы не терять времени, они решают подобные проблемы самостоятельно, не “отходя от кассы”. Вы себе представляете нечто подобное на отечественном среднестатистическом предприятии?      

Наступление экономического кризиса, как ни что другое обнажает проблему с производительностью труда на каждом предприятии. Имея более чем 10-летний опыт руководительской деятельности в достаточно большой производственной организации, я сталкивался с этим уже не раз. Да, и в “мирное” время вопрос эффективной занятости сотрудников всплывал неоднократно.

Когда наступают трудные времена, руководители большинства предприятий вынуждены тщательно анализировать сложившуюся обстановку и принимать непростые решения относительно части персонала. Как правило, чем больше организация, тем больше там находится людей, увольнение которых никак не повлияет на функционирование структуры в целом. Однако, чем глубже провал в экономике страны, тем большее количество сотрудников приходится сокращать. И вот здесь мы рекомендуем вам тщательнейшим образом продумать, кого из персонала можно сохранить, увеличив объем трудовых обязанностей  человека. 

 

 

Если в обычное время попытки озадачить дополнительными функциями сотрудники воспринимают не иначе как “в штыки”, то всеобщее кризисное положение реально развязывает вам руки в этом вопросе. Когда растут цены, безработица с каждым днем набирает обороты, когда в окружающем обществе в целом нарастает страх неопределенности – у людей быстро меняются приоритеты и некоторые убеждения. Смею вас заверить, возможность объединения функций существует практически для всех сфер и направлений деятельности. Станочник вполне может быть частично занятым на другом участке; администратор пиццерии постоит полдня на кассе; ночной сторож справится с задачей уборки снега с небольшой территории и т.п.    

Поэтому постарайтесь вынести из сложившейся ситуации определенные плюсы в виде более оптимизированной и эффективной структуры вашего предприятия. Ну, а когда пыль уляжется и ситуация на рынке войдет в нормальную колею, то и тогда не забывайте: чем более эффективно выстроена ваша деятельность, тем сильнее ваш бизнес. Тем более спокойно и с меньшими потрясениями вы встретите любые экономические невзгоды.

 

Удачи и эффективной работы вам!   

Похожие статьи

Отправить заявку